Cайт Конфедерации революционных анархо-синдикалистов": [Публикации]
Для определения существующей в Европе системы общественных отношений Маркс использовал термин «капитализм». А для обозначения альтернативной ему системы общественных отношений – термин «коммунизм». Эти определения широко применялись уже при жизни Маркса и не менее активно используется сейчас, но мало кто понимает их смысл.
Капитализм не есть система, которой управляют несколько толстых людей в цилиндрах, курящих сигары и пользующихся дорогими автомобилями. Капитализм это система, при которой товарное производство стало всеобщим, универсальным, вытеснило все прочие формы производства и стремится к непрерывному росту.
Товаром принято называть вещь, произведенную не для самопотребления, а на продажу, в целях извлечения прибыли. В эпоху предшествовашую капитализму, подавляющее большинство людей жило в сельских общинах, занятых самопроизводством всего, что им было необходимо, и вообще не знало что такое торговля. Другие люди жили в небольших (по современным меркам) городах, бывших центрами ремесел и торговли. Хотя товарное производство и существовало, оно не было господствующей системой общественно-экономических отношений. Даже в городах оно жестко контролировалось общинами, определявшими цену товара.
Возникновение капитализма не является результатом конкретного решения или или плана. Капитализм есть спонтанный результат общественных отношений, приведших к качественно новой ситуации в западноевропейских странах в период после средневековья. Торговцы, накопили огромные суммы денег и усовершенствовали систему банков и кредита. Стало возможным использовать эти суммы: были изобретены первые станки (текстильные) и миллионы бедняков (бывших общинных крестьян или городских ремесленников) утративших свои средства производства, согнанных феодалами и абсолютистским государством со своей земли, были вынуждены принять новую систему производственных отношений: наёмный труд. Теперь они работали по найму в полях или в мастерских, то есть продавали свой труд их владельцам, а на полученные средства приобретали то, что необходимо для жизни.
С широким распространением наемного труда, товарное производство сделалось господствующей формой отношений. Однако, сама по себе коммерция (простое товарное производство) не могла обеспечить стабильности, устойчивости общества. Это было достигнуто только капиталистическим товарным производством.
Капитал является системой производственных отношений, которые устанавливают крайне эффективную связь между живым трудом (то есть трудом людей) и мёртвым трудом (накопленным предыдущими поколениями – станки, фабрики и т.д.). Цель капитала состоит вовсе не в том, чтобы просто накапливать потребительские ценности. Капитал непрерывно умножает фабрики, средства транспорта и т.д., его сущность заключена именно в этом. Общественный строй, основанный на капитале, Маркс называл капиталистическим.
Роль капиталиста по мнению Маркса вторична: "капиталист является таковым только в качестве функции капитала", лидера общественного производства. Что важно - это развитие мёртвого труда живым. Делать вложения, накапливать и умножать - таковы девизы капитала.
Капиталистическая система основана на жестком разделении между различными сферами жизни, которые связаны между собой только косвено, через непрерывный процесс умножения суммарной стоимости производства, а не напрямую. Внутри предприятия капитал навязывает рабочим свой деспотизм, организует фабричную жизнь авторитарным образом (владельцы производства и администрация принимают управленческие решения, которым рядовые работники обязаны подчиняться). На рынке, где все предприятия встречаются, порядок существует в качестве постоянной конкуренции между обособленными предприятиями, в ходе которой выживают наиболее эффективные компании, наилучшим образом умножающие капитал. Потребители в условиях капитализма не имеют прямого контроля над процессом производства. Они могут покупать или не покупать товары, произведенные на тех или иных предприятиях, но они не решают, что будет производить то или иное предприятие и какие товары появятся в следствие этого на рынке. Они вынуждены выбирать из того, что им предложено. Наконец, когда кто-то производит товар, он пользуется своим временем, чтобы получать удовольствие только после работы; это удовольствие как правило оторвано от природы самого труда. Таким образом, при капитализме существует разрыв между принятием решений о производственном процессе и их исполнением, между работой отдельных предприятий и общим результатом их деятельности, между производством и потреблением, между трудом и свободным временем.
Коммунизм не означает простое избавление от нескольких толстых, курящих сигары, людей в цилиндрах. Коммунизм не имеет ничего общего с идеей, что фабрики и заводы станут собственностью трудовых коллективов, вследствие чего рабочие и инженеры займут место капиталистов. Коммунизм не есть переход фабрик и заводов, потребления и обмена в руки государства. Коммунизм не означает изъятия денег у богатых с последующей раздачей их бедным. И, наконец, коммунизм не есть полное избавление от всяких усилий и жизненных тягот, с последующим превращением людей в погруженных в собственную скуку бездельников.
Важны не индивидуальные доходы получаемые капиталистами, важна система капиталистических отношений, диктующая как работать и что потреблять. Коммунизм есть уничтожение предприятия, как отдельной обособленной единицы, конкурирующей с другими. Одновременно он означает разрушение границ между предприятием и городским кварталом, между производством и потреблением, между исполнением задач производства и управлением производственным процессом, между работой и свободным временем. Коммунизм есть разрушение всех условий, создающих капиталистическое товарное производство (включая и государство, необходимое для регулирования правовых отношений). Он означает формирование человеческого сообщества, в котором самоуправляющиеся ассоциации (собрания) индивидов будут свободно договариваться между собой о том, что, как и для чего должно производиться и сообща планировать общественную жизнь.
Коммунизм не знает никакой отчуждённой деятельности, никакой работы противостоящей отдыху. Обязанность выполнять одну и ту же работу в течение жизни, быть физическим или умственным тружеником, исчезает. Исследования и работа, размышления и действия, учёба и труд, становятся единой деятельностью.
Коммунизм не поддерживает безделье против труда. Деятельность по воспроизводству жизненных условий (материальных, эмоциональных, культурных и т. д.) заложена в самой натуре человечества. Человек коллективно создаёт средства для своего существования и преобразовывает их. Он не может получить их от машин: в этом случае человечество было бы сведено до ситуации ребёнка, который получает игрушки, не зная откуда они к нему попадают.
Коммунизм не означает превращение работы в нечто исключительно радостное. Человеческая жизнь это всегда и усилие и удовольствие. Даже в труде поэта есть болезненные моменты. Коммунизм лишь упраздняет разделение между усилием и удовольствием, созиданием и отдыхом, работой и игрой.
Cайт Конфедерации революционных анархо-синдикалистов": [Публикации]