Cайт Конфедерации революционных анархо-синдикалистов": [Новые публикации]

Михаил Магид

РОССИЯ ПОД ПУТИНЫМ

Путинский режим, как кажется, всерьез и надолго. С чем связана его стабильность·и какие события могут его разрушить?

Нефтяная игла

Бросается в глаза сходство путинского и брежневского режимов. Последний так же·правил страной, опираясь на нефтедоллары и доходы от продажи природного газа -·благо высокие цены на энергоносители на мировом рынке поднялись после·арабо-израильской войны 1973 г. и продержались аж до начала 80х. Вложив·громадные средства в разработку нефтяных и газовых месторождений, а так же в·строительство трубопроводов, брежневский режим сумел обеспечить стабильный·приток валюты, на которую приобретал за границей товары широкого потребления,·продукты питания, новые технологии (экспорт нефти и газа давал более половины·доходов от ежегодных экспортных операций). Так была обеспечена стабильность·внутри страны. Нечто подобное происходит и сейчас, причем, как и тогда, рост цен·на нефть связан с  войной на Ближнем Востоке.

Нефтяные доходы - своего рода наркотик для страны. Парадокс России в том, что·именно ее колоссальные природные богатства затрудняют модернизацию промышленных·технологий, так как делают ее менее насущной.  Нефтяная игла    штука опасная·для экономики, тем более в наши дни, когда правящие элиты живут исключительно·днем сегодняшним. ( Этот парадокс имеет, впрочем, всемирное значение. Не·случайно такая страна как Япония продемонстрировала в XX столетии чудеса·модернизации, сумела разработать современные технологии   у нее просто не было·иного выхода, так как ресурсы, которыми она располагала, были ничтожны. Только·модернизация помогла устоять в смертельной конкурентной борьбе с великими·западными державами).

Угрожали ли брежневскому режиму выступления рабочих, забастовки, массовые·протесты? Да. Примерами такого рода полнится советская история начала 60х годов.·Восстание в Новочеркасске и подобные ему, хотя и менее известные и менее·масштабные выступления, действительно представляли для режима Брежнева серьезную·опасность, в отличие от малочисленных групп либеральных диссидентов. Рабочие·крупных предприятий составляли большинство населения страны, а вдобавок еще и·позиционировались, как идейная и классовая опора режима. Радикальная оппозиция·со стороны трудовых коллективов уничтожила бы идеологическую основу режима и·неминуемо разрушила бы его (как это случилось в Польше, где коммунистической·партии противостоял многомиллионный профсоюз Солидарность).

Но угрожали брежневскому режиму не только рабочие протесты. Самую значительную·и, поистине, смертельную угрозу для него представляли республиканские·партийно-хозяйственные мафии. Они держали в своих руках местные силовые·структуры, распоряжались огромными ресурсами. Они могли, в случае конфликта с·центром, опереться на местные национальные традиции. Со времен XX съезда партии,·в 1956 г, прекратились систематические массовые репрессии, избиения местных·партийно-хозяйственных кадров и последние обзавелись своими людьми на всех·уровнях республиканского аппарата, обросли связями. Держать их под контролем·центр мог лишь перебрасывая ресурсы из одних регионов в другие, поддерживая·своего рода баланс между ними.

Но вот в начале 80х упали цены на нефть. Возможности центра по обеспечению·товарами республик СССР сильно сократились. И тогда местные республиканские·элиты выступили против центра под лозунгами национализма. Массовые протесты·трудящихся были взяты под контроль партчиновниками, перекрасившимися или в·националистов или в демократов. Беловежские соглашения между ними подвели·черту под существованием Советского Союза.

Вглядевшись в современную российскую ситуацию, мы можем обнаружить похожие·процессы. Рабочие протесты, достигшие пика в ходе рельсовой войны 1997 г, а так·же в ходе событий в Ясногорске, где рабочими было захвачено огромное·предприятие, сошли на нет в условиях роста цены на нефть в начале нового века.·Опираясь на экспорт вздорожавших энергоносителей, режим Путина сумел выплатить·часть задолженностей бюджетникам, добиться более-менее регулярных выплат зарплат·шахтерам. Приток нефтедолларов, казалось бы, вдохнул новую жизнь в российскую·экономику, которая демонстрирует стабильный рост. Появились новые рабочие места,·правда преимущественно в Москве, о которой разговор особый (см. ниже). Однако·неизбежное в будущем падение цен на энергоносители неизбежно приведет к краху·российской экономической и политической системы. Этот крах станет следствием как·массовых социальных протестов, так и регионального сепаратизма.

Центр и регионы

Удивительно положение Москвы. Здесь нет полезных ископаемых, мощная·промышленность советского периода давно загнулась по-большей части. И все же·граждане России и ближнего Зарубежья стремятся в Москву: только в этом городе·можно получить приличную по российским меркам работу. Реальное население Москвы·уже давно превышает официальную цифру (8 миллионов) в полтора-два раза. Секрет·этой популярности прост: именно здесь прокручивается в сомнительных,·полукриминальньных или криминальных операциях российский бюджет, прежде чем·разойтись по регионам. Впрочем, громадная часть этих средств либо оседает в·Москве, либо уходит на Запад на счета чиновников и олигархов: скандал с Бэнк оф·Америка, куда ельцинская семья перевела около 10 миллиардов долларов, приоткрыл·только верхушку этого айсберга. Почти все новые рабочие места создаются или в·финансово-торговой сфере, или в строительстве (офисов, элитного жилья и·увеселительных центров для новых русских). Новые (старые) хозяева жизни·нуждаются в работниках, обсуживающих их интересы - от строителей и клерков, до·жриц любви в массажных салонах. При этом Москва, в сущности, не производит·ничего ценного. Это всесоюзный паразит, город, куда стягиваются и где·перераспределяются финансовые потоки. Этот мыльный пузырь, а вместе с ним и вся·центральная российская бюрократия (число чиновников центральных российских·ведомств уже превосходит число сотрудников управленческого аппарата Советского·Союза) существуют только благодаря наличию авторитарной центральной власти,·опирающейся на централизованные силовые структуры и маневрирующей между·интересами региональных элит.  По этой самой причине всякое ослабление·авторитарного режима чревато его развалом. В этом смысле все как в старые добрые·советские времена. Впрочем, с одной, очень существенной поправкой. Москва·обзавелась собственной мощной мафиозной группировкой, выросшей на отмывании·бюджетных денег и на спекуляциях подорожавшей землей.  Подчас эта группировка·даже оказывается втянута в противостояние с Кремлем.

В состав Российской Федерации входит 89 самостоятельных регионов,  субъектов·федерации . Лишь несколько регионов способны самостоятельно обеспечить свои·нужды и даже направляют значительные средства в федеральный бюджет (регионы-·доноры ). Остальные губернаторы не могут расплатиться с бюджетниками и·пенсионерами, если не получат финансовой помощи из федерального бюджета.·Формально - важное направление политики Путина    укрепление исполнительной·вертикали , т. е. усиление контроля центра над регионами. В 2000 2002 гг.·губернаторы были выведены из Совета федерации, распределение ресурсов между·регионами сосредоточено в федеральных округах, куда входит несколько регионов.·Однако в действительности реальная власть на местах остается в руках местных·губернаторов. Масштабы этой власти намного превосходят даже ту независимость,·которой пользовались советские республики в брежневские времена. Так, из·современной Мордовии по распоряжения местного губернатора Меркушкина,  запрещено·вывозить мясо. И, наоборот, в Мордовию запрещено ввозить спирт. Причины этого·просты   мафиозные структуры, связанные с Меркушкиным контролируют скупку мяса у·крестьян и его экспорт (главным образом в Москву), устанавливая твердые и,·несомненно, заниженные цены на этот продукт. С другой стороны спиртовые·предприятия Мордовии принадлежат  семье  Меркушкина, и он не желает конкуренции·с предприятиями других российских регионов, поддерживая завышенные цены на водку·(что в таком пьющем регионе как Мордовия является важнейшим способом обогащения,·настоящим Клондайком). Губернатор Пензенской области Бочкарев заключает прямые·экономические договора с иностранными государствами. В Татарстане и·Башкортостане в руках региональных губернаторов Шаймиева и Рахимова и членов их·семей находятся целиком местные нефтяные компании.

Не уникальна в этом смысле и ситуация в Чечне, которая может стать понятной·только в общероссийском контексте. До 1996 г здесь существовал независимый режим·генерала Дудаева, чье богатство основывалось главным образом на нелегальном·экспорте чеченской нефти, который осуществлялся через чеченские мафиозные·группировки в Москве. Именно с этим обстоятельством связано кратковременное·возвышение чеченской мафии. Однако с такой политической и экономической·независимостью федеральный центр не готов был смириться. Развязанная Кремлем·чеченская война привела к массовым жертвам среди мирного населения (десятки·тысяч жизней были унесены бомбардировками и зачистками, которые осуществляли·федералы) и оккупации Чечни. Однако продолжающаяся партизанская война вела к·тяжелым потерям в российской армии и отнюдь не способствовала росту популярности·центрального российского руководства. В этих условиях путинский режим фактически·передал власть по крайней мере над частью Чечни своему ставленнику, Кадырову·(бывшему муфтию Чечни при Масхадове). В настоящее время клан Кадырова получил в·свои руки контроль над значительной частью чеченской нефти, а, кроме того,·финансовые средства от центра для ведения антипартизанских действий и для·социальных выплат населению. Поскольку в разоренной Чечне сейчас нет никакой·работы, всякий человек там обречен выбирать между заработком на службе у·исламистского и националистического подполья, либо у Кадырова. Очевидно,·средствами Кадыров располагает немалыми, потому что на его сторону перешли·многие бывшие боевики. Итак ситуация вернулась к временам дудаевщины, с той·только разницей, что Кадыров признает верховную власть Кремля. Правда на всех·чеченцев у него денег все равно не хватит, не говоря уже о том, что многими·боевиками движет чувство мести за родственников, убитых федералами. Партизанская·война в Чечне продолжается, федералы там теряют примерно 5-6 человек убитыми в·день. Парадокс в том, что эта война стала тайной (о ней ничего не сообщают СМИ),·но в то же время абсолютно явной (о ней знают все) и неуспешной. Такое сочетание·делает ее все более непопулярной. Очень похоже на безнадежную войну в·Афганистане, которую вел брежневский режим и которая медленно подтачивала его·популярность. (Неясно, как будут развиваться события в Чечне после смерти Кадырова).

Путинский режим, как это не покажется странным, опирается сейчас прежде всего на·региональные мафии. Даже его силовые структуры не надежны. Местная милиция·целиком находится в руках губернаторов. Армия на местах тоже подкармливается·ими. Даже могущественное ФСБ ничего не может сделать с исламистскими центрами,·возникающими в некоторых регионах (например, в Пензенской области это село·Элизань, а в Мордовии два татарских села Криворечье и Белоречье), так как·мафиозные группы, связанные с этими центрами, входят в местную региональную·элиту.

В обмен на поддержку президента и признание верховного суверенитета центра,·губернаторам позволено творить на местах все, что угодно. Центр просто закрывает·глаза на существующие таможенные барьеры, растущую мощь региональных мафий,·тотальное разворовывание ими средств, перераспределяемых от регионов-доноров. А·все межрегиональные противоречия перенесены в пропрезидентскую партию Единая·Россия, чей успех на выборах обеспечен (именно губернаторы считают на местах·голоса избирателей).

Уже сегодня видны трещины, предвещающие будущий крах режима. В Единой России·возникло три центра власти: Кремлевско-питерский, московский, региональный. По·некоторым данным, между ними сейчас идет жестокая борьба за дележку пирога·российского бюджета.

Наступление на олигархов

Оно может считаться частью стратегии по укреплению в России централизованной·власти. Видимо в центре считают, что наибольшую угрозу его безопасности·представляют именно регионы-доноры, в которых расположены основные месторождения·полезных ископаемых. Страхи обоснованы. Во время августовского кризиса 1998 г.·регионы-доноры заявили: "или центр наведет порядок в экономике, или они  сделают·тете ручкой ". Поэтому особое внимание режим уделяет контролю над природными·богатствами, вернее над теми, кто их контролирует. А контролируют их в ряде·случаев не столько региональные мафии, сколько крупные компании, принадлежащие·олигархам.  Арест Ходорковского, наезды на Потанина и угрозы в адрес других·российских нуворишей, призваны во-первых заставить их отказаться от·самостоятельной политики, во-вторых заставить их поделиться деньгами с Кремлем·(и не в последнюю очередь с группировкой питерских фээсбешников), в-третьих·преследуют долговременную цель   усиление контроля над богатейшими источниками сырья.

Но такая стратегия может быть успешной лишь в кратковременной перспективе. Дело·в том, что российские олигархи управляют своей собственностью крайне·неэффективно. У них нет долговременной стратегии инвестиций (да можно ли ее·иметь в ненадежных российских условиях). У них нет протестантской трудовой и·предпринимательской этики, основанной на принципе производства ради производства·( трудиться и богатеть для бога ). Кроме того, не будучи специалистами в тех·областях, которые они прибрали к рукам интригами, подкупом и убийствами,·российские бизнесмены мало заботятся о том, что в их руках находится. Их деньги·ШАЛЬНЫЕ и распоряжаются они ими соответствующим образом. Инвестиций в·производство немного, оборудование не модернизируется, применяются варварские·методы добычи полезных ископаемых (лишь бы взять по-быстрее), практически не·ведется разработка новых месторождений. Поэтому рано или поздно российское·руководство вынуждено будет продать месторождения западным корпорациям. А·возможно и настоять на продаже  им же некоторых крупных компаний. В этих·условиях  влияние Кремля на региональные процессы резко ослабнет.

Кроме того, как бы не нуждались в остальных менее богатых регионах в кремлевских·субсидиях, сами эти субсидии еще не гарантируют покорности. Так, Грузия на 80%·субсидировалась из центра в СССР, но это нисколько не помешало ей провозгласить·государственную независимость.

Средства массовой информации (СМИ)

Важнейшим участком, на которым путинский режим сумел укрепиться, являются СМИ·средство манипуляции населением. В современном мире распространение информации·такая же гигантская машина, как и производство материальных благ. Люди·изолированы друг от друга и часто неспособны понять проблемы ближнего. Они·слишком мало общаются и слишком мало доверяют друг другу, чтобы служить надёжным·источником и каналом передачи информации. Доставить её может лишь внешний по·отношению к ним механизм. Более того, только с помощью такой системы·распространения информации и можно регулировать связи в аморфной массе людей,·формировать их вкусы и пристрастия, поддерживать в обществе дисциплину. Так·магнит с лёгкостью притягивает множество железных опилок, и в результате они·располагаются в определённом порядке. На телеэкране демонстрируется видеоряд в·сочетании с соответствующими комментариями. Зрителю предлагается определённая·картина мира. Всё, что не укладывается в её рамки, игнорируется. В этой картине·мира для зрителя приготовлено своё место и сценарий поведения. Подобным образом·обстоит дело не только с политическим передачами, но и с коммерческими·новостями, сериалами и развлекательными программами, охватывающими в·совокупности все сферы жизни. Новейшие технологии позволяют во всё возрастающей·степени варьировать (с учётом особенностей разных групп населения) производство·потребление телевизионных передач: политических новостей, ток-шоу,  мыльных опер·и т. п.  Опыт выборов 1999 г. показал,   отмечает российский исследователь А.·Шубин,   достаточно, чтобы лишь десятая часть избирателей изменила своё мнение·под влиянием телевизионной манипуляции сознанием,   и изменится соотношение сил·между конкурирующими группами ведущих политиков.

Вытеснив с ТВ Гусинского, Березовского и Патаркацишвили, путинский режим взял·под контроль основные общегосударственные телекомпании. Вся информация, которая·там появляется, подбирается теперь так, чтобы обеспечить поддержку режима·обществом. Снова мы видим все тот же механизм работу СМИ что и в брежневские·времена. Но и успехи на этом фронте могут быть только временными. Нынешнее·российское руководство по-видимому не понимает (а может быть просто ему это·безразлично), что такие способы управления СМИ являются ненадежными. Да, они·способны обеспечить кратковременный эффект в виде лояльности населения. Но в·стратегической перспективе они проваливаются. Сообразив, что на ТВ не увидишь·новостей, которые отражают реальные жизненные проблемы, люди, в конце концов,·просто перестают ему доверять. Более того, они начинают воспринимать априори как·ложь ВООБЩЕ все, что сообщается в телепередачах. Так открываются широчайшие·возможности для радикальных оппозиционных источников информации. Именно это и·случилось с советскими СМИ. А сегодня по некоторым данным до 60% россиян не·доверяют телевиденью.

СМИ сильны только тогда, когда на их территории сталкиваются несколько типов·виртуальной реальности. Когда возникает ожесточенная конкуренция, в том числе и·в вопросе освещения текущей политики, политическая система в целом приобретает·большую устойчивость. А вот герметичность, замкнутость СМИ на  светлом образе·президента  создают эффект парового котла, с неработающими клапанами по·выпусканию пара. Итогом данного процесса станет взрыв негодования, ударная волна·которого может легко выйти за пределы схем-обманок, которые обычно предлагают·зрителям  демократические свободные СМИ , наподобие НТВ Гусинского или ОРТ·Березовского.

Перспективы

Сегодня самой властью созданы условия для будущего грандиозного социального·взрыва. Внешнее спокойствие страны является обманчивым. Мертвый штиль часто·предвещает бурю. К тому же по большому счету это  спокойствие  является·вымыслом, созданным СМИ. Какой российский регион не копнешь, всюду имеют место·социальные выступления трудящихся, взрывы негодования, более-менее массовые·протесты. В официальных СМИ естественно нет информации о забастовках на·ростовских стройках, о бастующих транспортниках в Саранске (причем забастовками·руководили не профсоюзные чиновники, а общие собрания трудящихся), о постоянных·стачках в Пензе на велосипедном, дизельном и других заводах, о бунте в·ульяновской области, где возмущенные отключением отопления местные жители·перекрыли железную дорогу и встретили ОМОН градом камней и о многом-многом·другом, что случилось за последние год-полтора. Было бы, конечно, преувеличением·утверждать, что страна находится на пороге восстания. Но и спокойными нынешние·времена не назовешь. Вопрос только в том, какие формы примет будущий протест против власти и капитала. Станет ли он самоорганизованным, основанным на прямой демократии общих собраний и избранных ими советов? Или, как это было в конце 80х годов, будет направлен в русло национализма и сепаратизма, выльется в очередной парад бюрократических суверенитетов, обернувшийся дикой нищетой и жестоким произволом властей? Ответ на этот вопрос зависит от всех нас.

Cайт Конфедерации революционных анархо-синдикалистов": [Новые публикации]

Hosted by uCoz